Новости центра НТИ

Российские ученые вышли на углеродный след: сервис на основе машинного обучения измерит уровень CO2 в Арктике

Члены консорциума Центра компетенций НТИ «Технологии снижения антропогенного воздействия»: ООО «Моринтех» (участник «Сколково») и ООО «Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова» разработали уникальный сервис мониторинга углеродного следа в акватории Северного морского пути (СМП) на основе искусственного интеллекта. Результаты представлены в виде интерактивной карты, позволяют следить за выбросами каждого судна и уменьшать их негативное воздействие. Этот проект особенно важен в условиях рекордных объёмов грузоперевозок по СМП. По данным ГК «Росатом», инфраструктурного оператора СМП, в 2023 году вдоль арктических берегов России было перевезено 36,254 миллиона тонн грузов, что на четверть миллиона тонн больше целевого показателя за этот период.
Как это будет работать?
На цифровую платформу будут поступать данные автоматизированной идентификационной системы (АИС), которая записывает треки судов, их скорость и другие параметры. Информация загружается в специально разработанную нейросетевую модель, которая обучена рассчитывать расход топлива по данным АИС. Для этого используется информация о прошлых расходах топлива, мощности двигателей, годах постройки и дедвейтах судов. В будущем планируется подключить к параметрам, учитывающимся при расчётах, и метеоданные: скорость и направление ветра, волнение и ледовые условия.
На финальной стадии происходит расчет расхода топлива судов за интересующий период. Эти данные пересчитываются в углеродный след, представленный в эквиваленте CO2. Итоговые результаты представляются в виде карты распределения углеродного следа на акватории СМП по гексагональной сетке, что позволяет оценивать объёмы выбросов на отдельных площадях и следить за углеродной «нагрузкой» в отдельных районах акватории СМП.
Влияние CO2 на климат
Двуокись углерода (CO2) — один из главных парниковых газов, способствующих глобальному потеплению. Рост концентрации CO2 в атмосфере – один из факторов изменения климата, который несёт вред окружающей среде и человеку. В связи с изменением климата происходит сокращение площади ледового покрова, распреснение морских вод, таяние вечной мерзлоты, повышение уровня моря. Экстремальные погодные явления становятся более частыми и интенсивными, а рост концентрации CO2 в атмосфере приводит к закислению океана.
Разработка и внедрение сервиса мониторинга станет важным шагом на пути к устойчивому развитию судоходства и охране арктической экосистемы. В перспективе сервис можно будет распространить и на другие акватории, что позволит глобально контролировать и снижать выбросы парниковых газов в морском судоходстве, способствуя улучшению экологической ситуации на планете.